Культурно-просветительная газета Комитета по образованию и защите прав детей и ЗАО

Культурно-просветительная газета Комитета по образованию и защите прав детей и ЗАО

"Гуманитарная школа "Журналист"

"ОЧЕВИДЕЦ"

Выпуск 2, ноябрь 1996 года, г. Сергиев Посад Московской области.


НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ БАРЧЕНКОВ

УДЕЛ ТВОРЦА


Заметки искусствоведа

Наверное, в нашем городе нет ни одного любителя живописи, которому не было бы знакомо имя Н.И. Барченкова. Николай Иванович Барченков - один из старейших и самых известных художников Сергиева Посада. В его творческом активе - огромное количество полотен, участив в многочисленных выставках. В 1972 г. Н.И. Барченкову присвоено звание Заслуженный художник РСФСР, в 1980 г. - звание "Народный художник РСФСР". Он - Почётный член Итальянской Академии художеств и Почётный гражданин Сергиева Посада. Произведения Николая Ивановича Барченкова украшают отечественные и зарубежные музеи, галереи, частные собрания. Творчеству мастера посвящено множество страниц, написанных исследователями современного искусства.

И, тем не менее, художника нельзя назвать баловнем судьбы. Он принадлежит к поколению, на долю которого пришлась послереволюционная разруха, тяжёлый напряженный труд первых пятилеток, годы Великой Отечественной войны, голод послевоенного времени. Из всех этих трудностей, исторических перипетий складывалась жизнь Николая Ивановича. Творчество стало единственным способом их преодоления.

Родился будущий художник в 1918 г. в Сергиевом Посаде в семье потомственных кустарей-игрушечников, очень рано увлёкся рисованием. Детское увлечение переросло в мечту - стать профессионалом. И в это время - тяжелая травма правой руки, удар, который не только не сломил подростка, но, наоборот, укрепил в нём желание посвятить всю жизнь искусству. Всего за год юноша научился работать левой рукой и в 1935 г. поступил в Московское областное художественное училище Памяти 1905 г., которое успешно закончил в 1939 г.

Время учебы и два последующих года, проведённых в Москве, где Николай Иванович работал копиистом в Музее революции СССР, стали временем поиска своего мета в искусстве. Как профессиональный живописец Н.И. Барченков сложился, в первую очередь, под влиянием русской реалистической живописи рубежа Х1Х-ХХ вв. Посещение выставок мастеров старшего поколения, личное знакомство со многими из них сформировали особое, уважительное отношение к натуре, к её творческому воплощению.

С началом Великой Отечественной войны художник вернулся в родной город и делал всё, что в его силах, для приближения победы, - рисовал плакаты, писал лозунги, выполнял копии "Окон ТАСС". В свободные часы создавал зарисовки Загорска, опалённого войной. Эти наброски стали самым ранним экспозиционным материалом, который Н.И. Барченков показал на первой выставке Товарищества Загорских художников, состоявшейся в 1943г. В 1947 г. Николай Иванович вступил в Союз художников СССР. С этого времени началась активная творческая деятельность мастера, продолжающаяся уже полвека. Н.И. Барченков не принадлежит к творцам, чьи интересы ограничиваются стенами студии, его всегда волновала окружающая жизнь. На своих картинах он всегда изображал то, что видел рядом с собой, то что любил, то, что его восхищало, удивляло, радовало.

Впечатления военных лет воплотились в картинах "Дорогами войны" (1948), "В освобождённые места" (1949). Поездки по колхозам и совхозам Подмосковья нашли отражение в произведениях, посвящённым сельским будням, - "Колхозное стадо"(1947-1948), "Ночное"(1948). В портретах художник запечатлел близких, дорогих его сердцу людей, - мать, жену.

Но всё же основным жанром в творчестве мастера стал пейзаж, в первую очередь, виды Загорска. Таких работ, законченных картин и этюдов, большое количество. Уголки города, вдохновившие художника, на полотнах легко узнаются. Есть в них и основное качество, не позволяющее сравнить эти работы с фотографией, безучастно фиксирующей какое-либо место. Эта особенность - в удивительной просветлённости, прозрачности пейзажей, вызывающих поэтические ассоциации.

Каждый загорский пейзаж Н.И. Барченкова - это и живописный портрет конкретного места с точным адресом, и одновременно образ русского провинциального городка с его неспешным жизненным ритмом, уютом узких улочек, покосившимися домами, крышами, занесёнными снегом, весенней распутицей и многими другими приметами, из которых и складывается понятие малой родины. В этих работах художник проявил себя достойным преемником мастеров лирического пейзажа второй половины XIX - начала ХХ вв. Преемственность заключается в умиротворённом состоянии изображаемых объектов природы, в деликатном, неназойливом любовании натурой, отсутствии контрастных цветов и световых эффектов.

Один из исследователей творчества Н.И. Барченкова, искусствовед М.Сокольников, как-то назвал художника "певцом Троице - Сергиевой Лавры". И действительно, знаменитый архитектурный комплекс стал для живописца неисчерпаемым источником творческого вдохновения. Башни, церкви, жилые постройки Лавры, её виды с разных точек города Николай Иванович писал в разные времена года, при разной погоде, начиная с середины 1940-х годов. Цикл картин, этюдов, посвященный древнему архитектурному ансамблю, стал и исторической хроникой изменения облика святой обители. На этюдах 1940-1950 годов Лавра - с красными башнями, мало узнаваемыми храмами, розовой колокольней, многочисленными постройками у крепостных стен. В работах 1970-1980-х годов всё выглядит уже привычным, узнаваемым до мелочей.

Важной вехой в творческой биографии художника стало эпическое панорамное полотно "Базар. Загорск 20-е годы" (1977-1978). На большом полотне (размер холста 213х360 см) изображена орущая, продающая и покупающая толпа, разместившаяся на площади у Троицкого монастыря. Это то же образ города, города, известного своими игрушечниками, иконописцами, токарями, резчиками по дереву, города, до конца 1920-х годов, славившегося своими шумными базарами у стен святой Лавры. Эта картина является отражением наиболее ярких детских впечатлений художника. Кстати говоря, Николай Иванович прекрасно помнит своё детство, годы юности и, несмотря на их трудность с ностальгической ноткой рассказывает о том периоде своей жизни. В 1970-1990-е годы мастер отдаёт предпочтение натюрмортам. Калина, черёмуха, ромашки, сирень, разнотравье, собранное своими руками на ближайшем лугу, - вот далеко не полный перечень героев его работ, легко узнаваемых, легко воспринимаемых, окруженных той же удивительной атмосферой прозрачности и чистоты. Часто букеты цветов располагаются прямо в мастерской, на одном из столов, на подоконнике. Таким образом, как бы вводит зрителей в свой мир, мир состоящий из картин, книг, кистей, писем, то есть, из работы, общения с любимыми авторами, друзьями, близкими людьми.

Живопись Николая Ивановича Барченкова многообразна, патриотична в лучшем смысле этого слова. В его работах отражается достоинство, уважение к людям труда, любовь к родному краю. Не искушенных в искусстве зрителей картины Барченкова привлекают узнаваемостью сюжета. Критики ценят мастера за высочайший профессионализм, состоятельные любители украсить свой интерьер произведениями искусства - за декоративность, тщательную "сделанность" произведений, сближающую их с работами старых мастеров.

Среди своих достижений Николай Иванович числит не только картины, но в первую очередь свою семью: жену Людмилу Николаевну, прошедшую с ним рядом весь жизненный путь, дочерей, внуков. В мастерской, которая устроена в родительском доме на окраине Сергиева Посада, на стенах развешены этюды, картины друзей художников, среди них - особая гордость - рисунки внуков. Ни один из них пока не пошел по стопам деда. Сам Николай Иванович относится к проблеме преемственности неоднозначно. С одной стороны, он радуется желанию внуков творить, с другой же, он слишком хорошо знает, что удел творца - это постоянный труд, безденежье, бытовые проблемы. И такой судьбы дед внукам не желает. Но в любом случае право выбора он оставляет молодым.

В последнее время Николай Иванович почти не работает, годы, здоровье, дают о себе знать. В мастерской, как правило, стоит тишина. Коллеги, ценители таланта мастера, редко теперь заглядывают сюда, у всех слишком много дел и проблем… Но ценители таланта художника время от времени могут видеть его работы на выставках в нашем городе и Подмосковье, Москве.

Галина Черкашина,
искусствовед.





События

Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе изображения картин и фотографии). Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя.

поделиться:
Опубликовать в twitter.com