Газета "ВПЕРЁД" № 123 от 16 октября 1980 года

Газета "ВПЕРЁД" № 123 от 16 октября 1980 года.


НАРОДНЫЙ ХУДОЖНИК РОССИИ

Расскажу об интересном

человеке.

Президиум Верховного Совета РСФСР присвоил нашему земляку,

загорскому живописцу Николаю Ивановичу Барченкову звание

Народного художника РСФСР.

Н.И. Барченков родился в 1918 году в Загорске. Здесь прошла вся его жизнь. Под впечатлением труда людей, близко связанных с землёй, с красотой народного искусства, под впечатлением архитектуры крепости, природы, напоенной музыкой света и воздуха, формировались эстетические и гражданские взгляды Н.И. Барченкова. И то, что представлялось самым ценным, нужным, усваивалось им крепко, глубоко, на всю жизнь. Оно и легло в основу его творчества, его любимого и единственного дела - живописи.

Н.И. Барченков - один из немногих художников, воспевших с такой проникновенной силой любви и нежности прекрасную архитектуру Троице - Сергиевой лавры, неповторимые улочки и домики его посада. Он по праву занял своё место в ряду великолепных певцов Загарска, как К.Ф. Юон, Б.М. Кустодиев, В.И.Соколов, Ц. Стоянов.

Сколько бы не писал Н.И. Барченков лавру - а писал он её в разное время года - она всегда у него удивительно нарядна и красочна. И в каждом из этих холстов - неповторимый, "барченковский" колорит, тот особый почерк мастера, который определяет его собственный стиль, его художественное, образное видение мира. Загорск Н.И. Барченкова - это родной ему город, душевно близкий, домашний. Этим чувством родственного, тёплого отношения согреты все холсты, посвященные памятникам и уголкам Загорска.

Но были годы, когда город наш Н.И. Барченков изображал не улыбчивым и радостным, а хмурым и суровым. Это были годы войны. Такова была правда жизни, и художник, верный своим принципам, не мог не отразить этой правды, ибо жил одной жизнью, одними чувствами со своим народом. От тех трудных лет остались как реликвии, как бесценные документы времени холсты, в которых мы видим разбитую, всю в глубоких колдобинах дорогу под хмурым осенним небом, улицу, на которой стоял дом художника и по которой сибирские полки шли на Дмитров в тревожные дни осени 1941 года.

Загорск для Н.И. Барченкова - это не только архитектура. Это прежде всего люди, уклад народной жизни, его колорит! "Тема Загорска для меня связана с рынком, с базаром. У меня и сейчас в памяти этот рынок. Голуби у мельницы, масса подвод. Мы ходили через него в школу. Потом студентом и после окончания художественного училища я буквально пропадал у мельницы на рынке - писал". От тех лет остались бесчисленные этюды. Справные крепкие лошади, запряжённые в розвальни, в телеги; охапки сена, зеленеющие на снегу; гуси, утки, толкущиеся среди подвод. И всё это на фоне красных стен лаврских башен и церквей Подола.

Н. И. Барченков написал несколько работ на тему загорского рынка, но свою мечту воссоздать образ красочного народного гульбища он воплотил наиболее полно только в большом холсте "Загорск. Базар. 20-й год". Картина экспонировалась на республиканской и всесоюзной художественных выставках, посвященных 60-летию Великого Октября, и была куплена Министерством культуры РСФСР по заявке Государственной Третьяковской галереи.

"Я художник одной темы - темы родного города",- говорит Н.И. Барченков. Но это не значит, что круг его творческих интересов узок. В основе большинства картин Н.И. Барченкова, написанных на сюжеты, подсмотренные в обыкновенной жизни, лежат глубокие философские мысли о времени, о его событиях. Одной из самых первых картин Н.И. Барченкова была картина "В освобождённые места" (1948 год). Сюжет её прост - стадо, возвращающееся в родные места, очищенные от фашистских захватчиков. Но в изображении Н.И. Барченкова это неудержимая, мощная лавина животных воспринимается как символ жизни, живой, всепобеждающей, символ возрождения.

К столетию со дня рождения В.И. Ленина Н.И. Барченков написал картину, которую он, не без оснований, считает одной из лучших в своём творчестве - "Лампочка Ильича". Она тоже построена на материале, который художник нашел в своём городе. В ней живут и действуют те люди, которых он встречал среди своего повседневного окружения. Через незатейливый сюжет - ужин в семье кустаря-ремесленника - художник с тонким тактом решает большую тему - приход новой жизни, отражение нового в душах простых людей.

"Я никогда не делал того, что не мог сделать хорошо и не чувствовал сердцем",- говорит Н.И. Барченков, и эта искренность, сердечная заинтересованность окрашивают все работы художника.

Н.И. Барченкова хорошо знают не только наш советский зритель, но и многие почитатели русского искусства за рубежом. Его работы экспонировались на всех республиканских и всесоюзных художественных выставках 1940 - 1970 гг. В 1979 году состоялись его персональные выставки в Москве и Загорске. В 1980 г. откроется его выставка на улице Горького в Москве. В начале этого года персональная выставка художника была открыта в Японии.

Автор был почетным гостем художественной галереи Гекоссо, активно пропагандирующей в Японии творчество советских живописцев. За участие в групповой выставке, показанной в ряде городов Западной Европы, Н.И. Барченков был награждён золотой медалью Итальянской Академии Искусств.

Присвоением Н.И. Барченкову почетного звания Народный художник России Родина высоко оценила его творческий подвиг. В новое десятилетие, в восьмидесятые годы, художник входит полный творческой энергии.

М. Глинкин,

Искусствовед.



События

Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе изображения картин и фотографии). Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя.

поделиться:
Опубликовать в twitter.com