Газета "ВПЕРЁД" № 123 от 16 октября 1980 года.
Расскажу об интересном
человеке.
Президиум Верховного Совета РСФСР присвоил нашему земляку,
загорскому живописцу Николаю Ивановичу Барченкову звание
Народного художника РСФСР.
Н.И. Барченков родился в 1918 году в Загорске. Здесь прошла вся его жизнь. Под впечатлением труда людей, близко связанных с землёй, с красотой народного искусства, под впечатлением архитектуры крепости, природы, напоенной музыкой света и воздуха, формировались эстетические и гражданские взгляды Н.И. Барченкова. И то, что представлялось самым ценным, нужным, усваивалось им крепко, глубоко, на всю жизнь. Оно и легло в основу его творчества, его любимого и единственного дела - живописи.
Н.И. Барченков - один из немногих художников, воспевших с такой проникновенной силой любви и нежности прекрасную архитектуру Троице - Сергиевой лавры, неповторимые улочки и домики его посада. Он по праву занял своё место в ряду великолепных певцов Загарска, как К.Ф. Юон, Б.М. Кустодиев, В.И.Соколов, Ц. Стоянов.
Сколько бы не писал Н.И. Барченков лавру - а писал он её в разное время года - она всегда у него удивительно нарядна и красочна. И в каждом из этих холстов - неповторимый, "барченковский" колорит, тот особый почерк мастера, который определяет его собственный стиль, его художественное, образное видение мира. Загорск Н.И. Барченкова - это родной ему город, душевно близкий, домашний. Этим чувством родственного, тёплого отношения согреты все холсты, посвященные памятникам и уголкам Загорска.
Но были годы, когда город наш Н.И. Барченков изображал не улыбчивым и радостным, а хмурым и суровым. Это были годы войны. Такова была правда жизни, и художник, верный своим принципам, не мог не отразить этой правды, ибо жил одной жизнью, одними чувствами со своим народом. От тех трудных лет остались как реликвии, как бесценные документы времени холсты, в которых мы видим разбитую, всю в глубоких колдобинах дорогу под хмурым осенним небом, улицу, на которой стоял дом художника и по которой сибирские полки шли на Дмитров в тревожные дни осени 1941 года.
Загорск для Н.И. Барченкова - это не только архитектура. Это прежде всего люди, уклад народной жизни, его колорит! "Тема Загорска для меня связана с рынком, с базаром. У меня и сейчас в памяти этот рынок. Голуби у мельницы, масса подвод. Мы ходили через него в школу. Потом студентом и после окончания художественного училища я буквально пропадал у мельницы на рынке - писал". От тех лет остались бесчисленные этюды. Справные крепкие лошади, запряжённые в розвальни, в телеги; охапки сена, зеленеющие на снегу; гуси, утки, толкущиеся среди подвод. И всё это на фоне красных стен лаврских башен и церквей Подола.
Н. И. Барченков написал несколько работ на тему загорского рынка, но свою мечту воссоздать образ красочного народного гульбища он воплотил наиболее полно только в большом холсте "Загорск. Базар. 20-й год". Картина экспонировалась на республиканской и всесоюзной художественных выставках, посвященных 60-летию Великого Октября, и была куплена Министерством культуры РСФСР по заявке Государственной Третьяковской галереи.
"Я художник одной темы - темы родного города",- говорит Н.И. Барченков. Но это не значит, что круг его творческих интересов узок. В основе большинства картин Н.И. Барченкова, написанных на сюжеты, подсмотренные в обыкновенной жизни, лежат глубокие философские мысли о времени, о его событиях. Одной из самых первых картин Н.И. Барченкова была картина "В освобождённые места" (1948 год). Сюжет её прост - стадо, возвращающееся в родные места, очищенные от фашистских захватчиков. Но в изображении Н.И. Барченкова это неудержимая, мощная лавина животных воспринимается как символ жизни, живой, всепобеждающей, символ возрождения.
К столетию со дня рождения В.И. Ленина Н.И. Барченков написал картину, которую он, не без оснований, считает одной из лучших в своём творчестве - "Лампочка Ильича". Она тоже построена на материале, который художник нашел в своём городе. В ней живут и действуют те люди, которых он встречал среди своего повседневного окружения. Через незатейливый сюжет - ужин в семье кустаря-ремесленника - художник с тонким тактом решает большую тему - приход новой жизни, отражение нового в душах простых людей.
"Я никогда не делал того, что не мог сделать хорошо и не чувствовал сердцем",- говорит Н.И. Барченков, и эта искренность, сердечная заинтересованность окрашивают все работы художника.
Н.И. Барченкова хорошо знают не только наш советский зритель, но и многие почитатели русского искусства за рубежом. Его работы экспонировались на всех республиканских и всесоюзных художественных выставках 1940 - 1970 гг. В 1979 году состоялись его персональные выставки в Москве и Загорске. В 1980 г. откроется его выставка на улице Горького в Москве. В начале этого года персональная выставка художника была открыта в Японии.
Автор был почетным гостем художественной галереи Гекоссо, активно пропагандирующей в Японии творчество советских живописцев. За участие в групповой выставке, показанной в ряде городов Западной Европы, Н.И. Барченков был награждён золотой медалью Итальянской Академии Искусств.
Присвоением Н.И. Барченкову почетного звания Народный художник России Родина высоко оценила его творческий подвиг. В новое десятилетие, в восьмидесятые годы, художник входит полный творческой энергии.
М. Глинкин,
Искусствовед.
В филиале «Конный двор» открылась выставка к 80-летию отделения Союза художников. На выставке можно будет увидеть произведения таких авторов как Н.И. Барченков, Н.Я. Беляев, Г.М. Авраменко, И.Т. Сандырев, А.Н. Орлов, С.К.
Выставка, посвященная женскому образу, открылась в Сергиево-Посадском музее-заповеднике. Не ней выставленны шесть работ Николая Ивановича.
В Художественной галерее АртБаzа в рамках проекта Арт-Память, пройдет выставка работ Николая Ивановича Барченкова. адрес г. Сергиев - Посад Клубная улица д. 13а Галерея АртБаза, Репортаж с открытия.
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе изображения картин и фотографии). Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя.